Последние новости
вторник, 30 октября 2018 г.

Info Post
Прошедшая неделя была в Армении бурной, как и практически все предыдущие, начиная с конца апреля. В обширном потоке информации осталось незамеченным сообщение о том, что первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ Константин Затулин на встрече со спикером Национального Собрания Ара Баблояном выступил с инициативой создания новой платформы сотрудничества с Арменией. 

Эксперты уже успели дать несколько скептическую оценку данной инициативе российской стороны в плане того, что «Лазаревский клуб» может постигнуть та же участь, какая оказалась у клуба «Грибоедова», а также парламентского клуба армяно-российской дружбы Андраника Никогосяна. Напомним, последний представлялся председателем правления Союза молодежи стран СНГ, учредителем культурного центра «Дом русской книги» в Армении.

В настоящее время оба эти клуба фактически не функционируют.

Но в данном контексте хотелось более обстоятельно проанализировать новую российскую инициативу, разделив её на несколько составных частей. Начнём с того, что стремление договариваться с представителями действующего Национального Собрания о стратегических инициативах вызывает, мягко говоря, недоумение.

Если приводить пример из жизни, то это похоже на ситуацию, когда зная, что в декабре многоэтажное здание будет снесено, в октябре скупаешь в нем целый этаж и начинаешь делать там дорогостоящий ремонт. Согласитесь, что идея не самая лучшая.

В российском истеблишменте, видимо, не до конца осознали масштаб перемен, произошедших в Армении, и поэтому по инерции пытаются договориться с людьми, которые уже не играют особой роли в политической жизни страны.

С покупкой недвижимости в идущим под снос здании можно сравнить и визит руководителя парламентской фракции «Единой России» Сергея Неверова в Ереван по приглашению лидера партии «Процветающая Армения» (ППА) и фракции «Царукян» Гагика Царукяна.

Судя по всему, до Москвы ещё не дошла информация о том, что Царукян подписал с Пашиняном меморандум, который положил конец политическим притязаниям лидера ППА и открыл перед премьер-министром дорогу для формирования абсолютно подконтрольного ему парламента. 

Для чего нужна «публичная дипломатия»

Наиболее эффективным и часто используемым государством способом реализации концепта «мягкая сила» является публичная дипломатия. Как известно, она включает в себя культурные, образовательные, спортивные, медийные, научные и иные проекты, ориентированные на взаимодействие с элитой и обществом других стран и нацелена на создание привлекательного образа своей страны. В самом широком смысле публичная дипломатия – это комплекс мер, направленных на изучение, информирование и формирование позитивного зарубежного общественного мнения в отношении определенного государства. Действующими субъектами публичной дипломатии могут быть не только правительства и органы государственной власти, но и неправительственные организации, средства массовой информации, бизнес-структуры, частные группы и отдельные лица как участники межкультурных коммуникаций.
Выстраивание чётких механизмов взаимосвязи с обществом посредствам публичной дипломатии позволяет создать очень серьёзную систему, включающую в себя полный комплекс институтов взаимосвязи с обществом. Системный подход позволяет не только охватить все сферы жизнедеятельности общества, но и выбрать лучшие кадры, с которыми можно взаимодействовать и тем самым выстроить базис для создания будущей элиты, которая уже прошла через соответствующие институты мягкой силы. И вот тут нужно поговорить о «злополучном» Фонде Сороса.

О фонде Сороса

Очень часто из уст выступающих на российском телевидении «экспертов» и «политологов» можно услышать слова о том, что молодые кадры в составе нового армянского правительства прошли через структуры Джорджа Сороса. Это дает повод «экспертам» проводить параллели между событиями в Армении и событиями в Грузии («Революция роз») и на Украине («Оранжевая Революция» и Евромайдан). Однако многоуважаемые «эксперты» не зрят в корень проблемы.

Представим ситуацию: активный молодой человек, некий «пассионарий», хочет достичь карьерного роста, минуя партийную школу Республиканской партии Армении, политизированные студсоветы, которые фактически являлись частью молодёжного крыла всё той же РПА. При этом он не хочет связывать свою судьбу и с иными политическими партиями, так как не верит им, но всё равно хочет быть социально активным и проявлять свою активную гражданскую позицию. Что ему делать? Он либо должен уехать за границу, чтобы там самореализоваться, либо найти себя в структурах гражданского общества Армении.

Десятилетиями этим обществом занимались структуры Сороса, которые давали людям за адекватные деньги возможность самореализоваться и расти по карьерной лестнице.

Возможно, при прочих равных условиях люди пошли бы и в российские структуры подобного типа, однако, как пойти туда, чего попросту нет?

Фонд Сороса и подобные ему иные западные структуры, действующие в Армении, также создавали площадки для обеспечения медийности своих кадров, что естественно. В итоге всё в совокупности сыграло свою роль в апреле-мае текущего года, когда после революционных событий в Армении очень многие «соросовцы» стали членами правительства или госчиновниками.

Что же мешало российским структурам делать то же самое и растить свои кадры? Что мешало им годами работать с разными слоями армянского общества на перспективу? Почему очень много проектов, которые посылаются в малочисленные российские организации в Армении, так и в России, сталкиваются с проблемами, которые классик сформулировал так: «Денег нет, но вы держитесь»!

Ответ очевиден: никто и никогда Армению не воспринимал как страну с обществом, с которым нужно работать. Этот подход должен быть искоренён, и формулировка классика должна уйти в небытие, иначе после потери Украины и Грузии можно ещё очень многое потерять.

Всё вышесказанное, конечно, важно, и нужно всё это принимать к сведению. Однако, в первую очередь, необходимо, чтобы наши российские партнёры сформулировали для себя конкретную цель во взаимоотношениях с армянским обществом и армянским государством в целом.

Кадры решают всё

Прежде, чем открывать в Армении какие-либо клубы, взаимодействовать с теми или иными политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, создать соответствующий фундамент для формирования новых политических фигур, которые могут составить в будущем политическую элиту страны.
Сегодня очень сложно за каких-то полтора-два месяца до парламентских выборов изменить ситуацию, поменять расклад сил без форс-мажоров.

Чтобы сохранить свое влияние в Армении, России необходимо играть в «долгую»: создавать и поддерживать качественные русскоязычные и вообще дружественные СМИ, проводить активную работу в социальных сетях, воспитывать активных экспертов, которые действительно владеют реальной повесткой армяно-российских отношений, а не постулируют то, что наши народы связывает тысячелетняя история.

Необходимо создать сеть общественных организаций, которые будут работать во всех сферах функционирования гражданского общества: от защиты прав потребителей, до реализации благотворительных программ в приграничных сёлах Армении.

Однако, конечно же, кадры решают всё, поэтому, в первую очередь, необходимо выращивать такие кадры, которые в будущем станут продвигать эффективную армяно-российскую повестку.

Сегодня же в России, за исключением разве что Сергея Маркедонова и ещё пары-тройки экспертов, сложно найти специалистов, которые без «Гугла» смогут не перепутать, например, Ара Баблояна (спикер Национального собрания) с Сергеем Багратяном (депутат от блока «Царукян»), или тех, кто знает, что Армавир это не только город в Краснодарском крае Российской Федерации, но и в Армении.

Справедливости ради следует отметить, что и в Армении очень мало «экспертов», которые отличат Сергея Миронова (руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе) от Вячеслава Володина (спикер Госдумы).

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

Тем, кто хочет создавать эффективные форматы взаимодействия между Арменией и Россией, надо чётко понимать ее цели и задачи. Просто реагировать на происходящие события и уже постфактум встречаться с политическими фигурами из идущего под «снос здания», или же самим быть частью общественных процессов. Знать чаяния и потребности общества, иметь влияние на медийный дискурс, формировать дискурс в социальных сетях и стремиться быть причастным к формированию новой политической системы и политического истеблишмента.

Бениамин Матевосян, политолог, специально для агентства «Новости-Армения»

0 коммент.:

Отправить комментарий

Добавьте ваш комментарий
(запрещена ругань и реклама)

Clicky