Последние новости
вторник, 30 октября 2018 г.

Info Post

Кочарян о должности в новой Армении, рисках "однополюсного" парламента и маневрах в карабахском урегулировании


Срок правления второго президента Армении Роберта Кочаряна завершился весьма трагическими событиями 1 марта, унесшими жизни десяти человек. Через 10 лет, после "бархатной революции", экс-президент был напрямую обвинен в трагедии и арестован, но был освобожден по решению Апелляционного суда. 

Кочарян заявил о своем возвращении в политику и участии в дальнейших внутриполитических процессах, тем более, что в декабре ожидается последняя важная политическая баталия между представителями прежних властей – Республиканской партией Армении и командой и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна на внеочередных парламентских выборах. 

О своем отношении к внутриполитическим процессам, внешней политике нынешнего руководства Армении, карабахскому урегулированию и перспективах участия во внутренней жизни страны Кочарян рассказал в интервью "Ленте.ру".

Результат досрочных выборов вполне прогнозируем

Кочарян не сомневается, что в декабре состоятся внеочередные парламентские выборы, поскольку "другие силы не проявили достаточной политической воли и не сотрудничали друг с другом, чтобы не допустить этого". По его мнению, для Армении они станут переломным событием, так как будет сформирован, по сути, однопартийный парламент с полным доминированием одной-единственной политической единицы. 

"И в этой политической единице будет доминировать один человек. Не думаю, что такая ситуация может обеспечить долгосрочную стабильность. Все остальные парламентские партии заявили, что они не готовы к такому сценарию. Но он продавливается мобилизационным ресурсом, который пока что имеется у Пашиняна. Очевидно, что если парламентские партии сегодня не готовы к выборам, их результат вполне прогнозируем", -сказал Кочарян. 

По словам экс-президента, результаты предрешены также эмоционально возбужденным состоянием армянского общества. В частности, часть электората в Армении находится сегодня в состоянии эйфории и не готова к предметной дискуссии, а значит, риски принятия неверных решений резко возрастают.


"Масштабы произошедшего в апреле были совершенно другими, усилия людей были направлены против действующей тогда власти. Именно это было тогда основным объединяющим началом. Но по мере развития ситуации процесс трансформировался в нечто другое. Та же масса стала энергичным защитником новой власти, поскольку считает ее продуктом своих усилий. Это объективная реальность, с которой нужно считаться", -сказал он. 

Кочарян считает, что формирование однополюсного парламента может создать как условия для прогресса, так и для нестабильности, если в стране перестанет работать система сдержек и противовесов, крайне важная для баланса ветвей власти.

"Речь о власти и ответственности - полная власть предполагает полную ответственность, и это одна сторона медали, позитивная, поскольку некого будет винить в своих неудачах. Популярные сегодня слова "саботаж" и "контрреволюция" потеряют адресантов. Может, тогда власть наконец-то займется экономикой… Негатив же будет в том, что сформируется новая политическая монополия, и ничего хорошего стране от этого не будет. Как правило, такая монополия власти в итоге приводит к застою и развращению власти, какой бы революционной она не была", - отметил Кочарян. 

По его мнению, избежать установления политической монополии можно будет лишь в том случае, если другие политические силы будут энергично и профессионально выстраивать свою работу после досрочных парламентских выборов в условиях серьезного переформатирования политического поля, открывающего большие возможности для самореализации. 

"Кто выступит в авангарде оппозиции, зависит от того, как будущая оппозиция себя поведет", - заявил экс-президент, отметив, что из-за серьезного беспокойства относительно будущего Армении он не исключает свое непосредственное участие во внутриполитических процессах. 

"Это подталкивает меня к тому, чтобы как-то влиять на эти процессы. Насколько мне это удастся, покажет время, но, думаю, что мое прошлое, настоящее, мой опыт позволят мне играть существенную роль в армянской политике",- отметил Кочарян. 

Он отметил, что его опасения о монополизации власти уже подтверждаются в ходе выборов в органы местного самоуправления, где, по его словам, мэрами стали люди с полным и абсолютным отсутствием какого бы то ни было управленческого опыта лишь потому, что их поддерживал премьер.

"Вы знаете о том, какая идеология у партии премьера? Вы знаете членов этой партии, их профессиональные качества, их бэкграунд, по которому можно судить об их политическом потенциале? В ходе выборов вряд ли будут обсуждаться принципы и механизмы управления страной, экономическая политика, внешние и внутренние векторы развития. Доминировать будет степень твоей революционности. Это черно-белое восприятие действительности, которое возможно только при крайнем эмоциональном возбуждении общества", - отметил он. 

Уголовное дело по 1 марта 

По словам Кочаряна, возбуждение уголовного дела по событиям 1 марта и его возвращение в политику стали параллельными процессами, стимулирующими друг друга.

"Беспокойство в связи с ситуацией в Армении и возможными вариантами ее развития уже подталкивало меня к этому решению. Тут еще большой вопрос - появилось уголовное дело само по себе или в результате того, что власти заметили мою активность, расценив ее как стремление участвовать в политических процессах. Здесь классический парадокс первичности курицы и яйца. Я еще до этого уголовного дела достаточно активно консультировался с людьми, политиками, теми, кто разделяет мое беспокойство", -отметил он. 

Кочарян не сомневается, что процесс его возвращения в политику активизировали также недружественные действия Пашиняна и его команды.

"Возможно, все продлилось бы чуть дольше - я хотел до конца понять, а что же все-таки происходит в Армении, ведь апрельские события были достаточно неожиданными. Обычно такие процессы имеют большую инерционность. Народ у нас эмоциональный, его легко можно чем-то вдохновить, манипулировать его эмоциями, но насколько далеко зайдет этот процесс - это нужно было понять", - отметил он. 

Экс-президент подчеркнул, что никаких новостей по раскрытию событий 1 марта, в частности, гибели людей, нет, и остается загадкой, что имел в виду Пашинян, утверждая, что в скором времени дело будет полностью раскрыто. 

"Во-первых, уголовное дело против меня не связано с убийствами во время событий 1 марта 2008 года. Меня обвиняют в "свержении конституционного строя". Но это очевидная попытка переписать историю и описать произошедшее в совершенно другом свете, мол, были мирные демонстранты, против которых вышли агрессивные полицейские и военные. В реальности ничего подобного не было, но уголовное дело хотят подвести под эту схему", - сказал Кочарян.

По его словам, это предполагает фальсификацию очень многих фактов, притягивание их за уши, полное отсутствие ответов на различные вопросы, например - кто тогда ранил сотню и более полицейских, сжег почти 100 машин, ломал витрины, грабил магазины. Кочарян напомнил, что имеется много видеозаписей, дающих реальное представление о случившемся. 

Внешняя политика

Кочарян считает, что декларируемый нынешним правительством Армении "новый уровень" отношений с Евросоюзом не пополнился новыми программами развития, нет ничего нового в отношениях Армении и США, то же самое можно сказать об отношениях с Россией. 

"Уже наработанная международная договорно-правовая база за последние полгода не расширилась, новых масштабных инвестиционных вливаний в нашу экономику тоже нет. Напротив, наблюдается некий отток инвестиций. Нет каких-то новых сдвигов и в сфере военно-технического сотрудничества с РФ. Будем судить по результатам, а не рассказам того или иного политика", - сказал Кочарян.



Он выразил желание, чтобы эти результаты были, так как это в интересах Армении. 

"Но пока я вижу только оптимистичные заявления и ничего более… На это указывают объективные цифры", - отметил Кочарян, подчеркнув, что в отношениях с Россией прогресс должен быть отражен в конкретном наращивании инвестиций в Армению, а не в "подогреве" общества разными разговорами.

В данном контексте экс-президент отметил, что реальный уровень армяно-российских отношений следует оценивать по результатам — рост товарооборота, экспорта из Армении, наращивание военно-технического взаимодействия, развитие практического сотрудничества между оборонными ведомствами Армении и России, повышении обороноспособности Армении и боеспособности армянской армии, а также в позиции России в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. 

"Есть вполне конкретные критерии, по которым - и только по которым - следует оценивать, насколько все хорошо или плохо. Интересы Армении и России переплетены корнями, и никто в двух странах (по крайней мере, никто в здравом уме) не желает их подпортить. Полагаю, что в обеих странах настроены приложить максимум усилий для того, чтобы продолжить развивать их в дружеском, союзническом русле", - отметил он. 

Карабахский конфликт

Кочарян считает, что армянская сторона должна выработать комплексную, цельную позицию по карабахскому урегулированию, которой, по его словам, сейчас нет. 

"Я слышу обрывочные заявления, вижу обрывочные позиции по разным элементам урегулирования конфликта, но какой-то проработанной, общей позиции сейчас нет", -сказал он. 

По мнению экс-президента, Пашинян пока не определился с вопросом проработки общей позиции по Нагорному Карабаху.

"В некоторых его заявлениях я вижу попытку в какой-то степени дистанцироваться от проблемы, переложить ее на карабахскую сторону. Но сделать это не получится - степень вовлеченности Армении в урегулирование нагорно-карабахского конфликта, вопрос обеспечения безопасности Карабаха настолько велика, что уклониться не получится. Никто - ни сопредседатели, ни международное сообщество - всерьез это не воспримет. Поэтому лучше сформулировать общую позицию, согласовать ее с Карабахом и твердо придерживаться ее", - подчеркнул Кочарян.

По его словам, о преемственности можно говорить тогда, когда будет сформирована сама позиция и когда будет понятно, насколько она соответствует позиции прежних властей. 

"Коридор для маневра здесь есть, но он не настолько широк, чтобы полностью устраниться из процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - считает Кочарян. 

О политических целях

"Я говорил, что личная мотивация, стремление занять определенную высоту, должность, у меня гораздо слабее, чем у тех, кто на этой высоте никогда не был. Влиять на политические процессы, не исключая, однако занятие каких-то постов, помогать здоровым силам правильно сориентироваться в сложившейся ситуации - для меня это важнее. Что-то вроде обязанности, которой я не могу пренебречь", - отметил Кочарян. 

Он не исключает, что займет должность, но получил бы большее удовлетворение в подготовке молодых энергичных политиков, способных взять на себя управление страной.
 "В данной ситуации это большой плюс, когда должность не является для политика самоцелью. Я достаточно эффективно себя реализовал на самых высоких должностях, и этот опыт - мое большое преимущество", - резюмировал Кочарян.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Добавьте ваш комментарий
(запрещена ругань и реклама)

Clicky